Главная / Дети / Всё молчит и молчит. Откуда у ребёнка задержка речи и что с ней делать?

Всё молчит и молчит. Откуда у ребёнка задержка речи и что с ней делать?

Какие основные промахи допускают родители, желая помочь ребёнку быстрее освоить речь? Почему нельзя игнорировать детей, когда они пытаются знаться жестами?

Всё молчит и молчит. Откуда у ребёнка задержка речи и что с ней делать?

Наш эксперт – логопед-дефектолог Татьяна Грузинова. 

Нормы устарели?

Если следовать классическим нормам, то в идеале у дитя уже в 2 года должна быть фразовая речь, в которой могут присутствовать лепетные слова. Но эти нормы были разработаны немало лет назад и, по мнению многих специалистов, давно устарели. Причин несколько – увлечение детей телевизором и компьютером (выговор с экрана может восприниматься ребёнком как фоновый шум, а не отдельные слова, поэтому учиться говорить на мультфильмах бесполезно), возросшее количество неврологических нарушений у малышей.

Но даже у современных детей в 3 года фразовая речь уже должна присутст­вовать. При этом многие находят, что это касается только девочек, а мальчики начинают говорить позже. Это действительно так, но к трёхлетнему возрасту, когда формируется середина активной речи, дети независимо от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно адресоваться к врачу.

При этом родителям не стоит пугаться и считать своего ребёнка недоразвитым. Если ребёнок заговорил запоздалее 3 лет, это не значит, что у него потом возникнут какие-то серьёзные проблемы. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но лишь в том случае, если ему быстро помочь. Ведь после 3 лет счёт идёт уже на месяцы, и каждый из них – серьёзное упущение.

Перстом покажи!

Нынешние дети начинают говорить намного позже своих сверстников, которые жили каких-то тридцать лет назад. Связано это в том числе с тем, что сейчас в вселенной преобладает зрительная информация, поэтому ребёнок поневоле начинает воспринимать скорее образы, а не речь. Малышу гораздо несложнее обозначить вещь картинкой или жестом, а не набором звуков, поэтому, вместо того чтобы говорить, он на  всё демонстрирует пальцем. Оградить ребёнка от потока визуальной информации невозможно – даже если ограничить просмотр мультиков, то от рекламы на улицах, ослепительных журналов и даже упаковок никуда не убежишь.

Но что же делать родителям в ситуации, когда относительно взрослый ребёнок знается жестами, а разговаривать отказывается? Типичный, обывательский совет, который дают мамам и папам: «А вы не понимайте его», – ошибочен. Так мастерить категорически нельзя. Речь – это функция, которая появляется не потому, что надо говорить, а потому, что невозможно безмолствовать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека – выводить его через речь. Если дитя не разговаривает – значит, он не может это делать, и пытаться заставить его – как говорить безногому: «А ну-ка станцуй!» Подобный стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

Ещё одна ошибка родителей – несогласие от сюсюканья. Многие мамы и папы считают, что «детский» язык только портит речь малыша. Но на самом деле от сюсюканья вяще пользы, чем вреда. Оно способствует тому, чтобы ребёнок быстрее научился повторять и произносить различные слоги.

Поиграем?

Наилучший способ научить ребёнка говорить – игра. Например, можно читать стихи и петь песенки, не договаривая концовки. Но перед этим придётся не раз спеть песню или прочесть стишок целиком, чтобы ребёнок их усвоил, запомнил. И только после этого можно приступать к игре «закончи фразу». Чем неплохи такие игры? Когда вы не договариваете последний слог, у малыша есть большая потребность закончить стишок. Наш мозг организован таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если те заканчиваются на неустойчивой ноте. Очень здоровы для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, детская песенка «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…», где родитель будет распевать начало куплета, а ребёнок – заканчивать.
А вот другое упражнение – по дороге в садик называйте ребёнку слова, выделяя голосом первоначальный гласный звук в начале, и просите его повторить. Покажите, что можно поменять звук и получится совершенно другое слово: так, «рак» и «мак». Вместе вспоминайте слова, начинающиеся на один и тот же звук. Потом делайте то же самое со звуком на крышке слова, потом – в середине. Постепенно у ребёнка сформируется понимание звукового образа. Тогда уже можно будет покойно учить его слоговому чтению.

Важно

Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же кушать. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:

  • к году – около 8–12 слов;
  • к двум годам – возле 300 слов;
  • к трём годам – около 1000 слов;
  • к пяти годам – около 2,5–3 тысяч слов.

По материалам: www.aif.ru

Смотрите также

Гентестирование. Как минимизировать риск рождения больного ребенка

Уже не первоначальный год врачи говорят о необходимости введения обязательного генетического тестирования для пар, вступающих …