Главная / Психология / Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Беспросветный дождливый вечер, поп-корн, любимый человек под боком — так здорово посмотреть что-нибудь жуткое. Но отчего? Почему нам так нравится бояться?

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Страх — это то, что сопровождало человечество на протяжении всего нашего эволюционного линии. Во многом именно страх стал ключевым двигателем эволюции. Мы боялись хищников и научились запрятываться от них, мы боялись змей и ядовитых пауков и научились различать их в рослой траве, мы боялись стихийных бедствий и научились строить укрепленные жилища. Страх сделал нас эффективными.

Ученый по имени Нобуо Масатака, японский приматолог, выяснил, что ребята младше 3 лет на экране гораздо легче различают изображения змей, чем, к примеру, цветов. Наш мозг все еще во многом остается мозгом обезьяны, какая не в курсе, что мы живем в цивилизованном обществе и что грабитель с ножом гораздо опаснее пещерного льва (какие к тому же вымерли). Исследователь Кристофер Кох выяснил, что амигдала (область мозга, которая отвечает за стресс и эмоциональные реакции) гораздо интенсивнее реагирует на изображение льва, чем на картинки с оружием или людьми в балаклавах, желая какой шанс того, что нас загрызет огромный хищник по пути на работу?
Именно поэтому мы так страшимся звериных черт в монстрах с экранов: у них острые зубы, форма тела часто напоминает вяще звериную, чем человеческую. Отсюда же страх быть съеденным заживо — он тоже сопровождал нас на протяжении тысяч лет. Потому в фильмах ужасов встречаются вампиры или персонажи вроде Ганнибала Лектера.

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Три ингредиента

Но самое забавное, что во пора просмотра фильма ужасов… мы не пугаемся. То есть мы не пугаемся по‑натуральному. Кошмары не активируют амигдалу — доказал Томас Страуб. То есть как бы нам ни представлялось, что мы напуганы, на самом деле мы прекрасно знаем, что это не по-настоящему.

Психолог Гленн Уолтерс выделяет три составляющих привлекательности кинофильмов ужасов:

  • напряжение — то, что заставляет нас застыть в ожидании ужаса, то, что удерживает нас в напряжении;
  • релевантность — кинофильм должен, что называется, «ударить тебе по больному». Есть вещи, которых боятся все, так, смерть. Есть такие, которых боятся люди определенной культурной группы, и есть индивидуальные ужасы, которые мы приобретаем в связи с нашим личным жизненным опытом;
  • нереальность. Странно, истина? Несмотря на то что современные фильмы стремятся к наибольшей реалистичности, одно из важных условий того, что кинофильм нам придется по душе, — то, что мы с самого начала будем знать о том, что это все понарошку.

Зачем мы их глядим?

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Еще Аристотель считал, что, пережив с героем произведения горе или потерю, зритель или читатель достигает просветления — он выплескивает свою агрессию, избавляясь от нее. Это состояние просветления Аристотель именовал «катарсис». Проблема в том, что современные ученые доказали обратную зависимость: при просмотре мрачных кинофильмов чувство страха и агрессия только усиливаются.

Плохо — плохо — неплохо

Психолог Дольф Зиллман разработал «теорию передачи возбуждения», согласно которой наше эмоция удовлетворения и радости, когда герой достигает хэппи-энда, тем сильнее, чем страшнее ужасы, которые ему пришлось победить. То есть мы буквально меняем полярность испытываемых нами чувств: нам так страшно, пока на героя нападают зомби, что и отрада, которую мы испытываем в конце зомби-апокалипсиса, такая же по интенсивности, как и наш страх.

Но что до тех кинофильмов, где нет хэппи-энда? Где зомби пожирают героя?

Исследователь кинематографа Ноэль Кэррол в своей работе «Парадоксы ужаса» высказал гипотеза, что все дело в обыкновенном человеческом любопытстве. Фильм ужасов пытается доказать зрителю, что нереальное — реально. Ужас не является нашим привычным чувством. По крайней мере, страх перед чудовищами. А мы излюблен все необычное и редкое.

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Стресс под контролем

Здорово бояться, когда ты сидишь в безопасности перед экраном компьютера или телевизора и достоверно знаешь, что чудовище оттуда не выберется. Так ты можешь прощупывать границы своей тревожности в неопасной контролируемой обстановке. И справляться с ней.
Когда становится чересчур страшно, ты можешь закрыть очи или поставить фильм на паузу, дав себе возможность передохнуть и сделать еще поп-корна. То есть ты вечно можешь прекратить бояться, когда сама этого захочешь. Таким образом мы учимся справляться и с реальными проблемами, знакомимся со своим ужасом. Кстати, это вовсе не плохой способ учиться эмоциональному регулированию.

Страшно интересно: зачем мы смотрим фильмы ужасов

Социальный элемент

Именно фильмы ужасов так симпатично смотреть в компании: подтрунивать друг над другом или отворачиваться и спрашивать у соседа: «Уже все? Он ушел?» Эндрю Тюдор строчил: «Люди будут отворачиваться, подпрыгивать на месте во время шокирующих событий на экране, задерживать дыхание, разражаться нервическим смехом. Все это наблюдается в аудитории кинофильмов ужасов и считается признаком того, что фильм удался. В самом деле, коллективное проявление подобных „симптомов“ — доля процесса, посредством которого в социальном смысле создается приятный опыт просмотра фильмов ужасов, что является непременным аспектом видового признака в данной ситуации. Молодежные аудитории учатся вести себя таким манером, чтобы получать удовольствие от наблюдения и проявления соответствующих реакций».

Теорий, почему мы так завлечены фильмами ужасов, множество — и все они так или иначе неполные. Скорее всего, причины нашего пристрастия необходимо искать во всем комплексе этих теорий.

Источник

Смотрите также

Телефонная лихорадка. Правда ли, что смартфоны отупляют?

Роль технологий (и в особенности — смартфонов) в жития человека возрастает из года в год. …