Главная / Психология / Школа злословия. Почему учителя срываются на детей

Школа злословия. Почему учителя срываются на детей

Психолог Мария Меркулова прокомментировала оглушительный случай, который произошел в одной из школ Сахалина, где учительница отругала школьницу за дырку на кофточке.

Школа злословия. Почему учителя срываются на детей

Неприятный инцидент произошел в одной из школ города Холмска. На заданье русского языка и литературы педагог решила отчитать ученицу за ее внешний вид. Почему-то женщина сделала это при всем классе, в будет жестком тоне и практически не выбирая выражений: «У тебя есть родители? Они вообще адекватные? Ты нет, я уже вижу, что ты неадекватна. Ты приемная, что ли? Ты родимый Школа злословия. Почему учителя срываются на детейребенок или приемный?» Видео этого странного диалога, а точнее монолога, поскольку школьница практически не отвечала на проблемы учителя и даже заплакала в конце, каким-то образом появилось в интернете, вызвав волну негодования. Почему педагоги порой перегибают палку в общении с учениками, и какие темы ни в коем случае не должны подниматься в классе, рассказывает психолог Мария Меркулова.

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, то, что случилось на Сахалине, очень напоминает публичную «порку». Как вы считаете, подобный метод работы допустим в нынешней школе?

Мария Меркулова: Делать замечания человеку в присутствии коллег, одноклассников, других людей — не совершенно правильно. Безусловно, учитель может что-то подсказать школьнику, в том числе в вопросе его внешнего вида, но, во-первых, наедине и, во-вторых, немало уважительным тоном. Устраивать из этого спектакль было лишним. 

Младшие школьники, в отличие от старших, пытаются отвечать обществу, им очень важно, что о них думают окружающие. К тому же, с первого класса детям транслируется идея: хорошо обучайся, чтобы тебя хвалили. А кто хвалит? Конечно, педагог. Неудивительно, что этот человек становится самым главным взрослым в жития каждого из нас вплоть до подросткового возраста (12-14 лет). Когда учитель делает замечание при всех в издевательском тоне, он как бы позволяет другим школьникам относиться к конкретному ребенку точно так же. Он своим примером показывает, что так можно, это нормально.

То, что произошло на Сахалине — это будет жестокий способ «достучатся» до ребенка, он не имеет отношения к воспитательному процессу, а больше напоминает какую-то мщение или наказание за провинность.

— Кроме публичных разборок, инициированных учителем, что еще может травмировать ребенка в школе?

— Невозможно касаться тем, которые ценны для ребенка. Например, говорить про его семью в негативном ключе, хотя от учителей часто можно услышать что-то подобное: «Тебя родители не воспитывают», «У тебя что, нет семейства?». Дочь недавно поделилась со мной историей на похожую тему: ее одноклассник из разведенной семьи пропустил одинешенек день занятий и принес справку о том, что отсутствовал из-за семейных обстоятельств. Почему-то педагог, увидев эту справку, посчитала нормальным прилюдно заявить: «У тебя же нет семейства, какие могут быть семейные обстоятельства?». Это жестоко и непрофессионально! Когда человек говорит подобные предметы, он просто обесценивает родителей ребенка.

— По сути дела педагог на Сахалине сказала то же самое: «У тебя нет семейства, ты приемная»? 

— Да. А для ребенка это звучит как: «У тебя плохие мама и папа, о тебе никто не беспокоится». Для школьника слышать подобные вещи — самый настоящий стресс. Плюс добавим сюда топорный тон и тот факт, что все было сделано на глазах сверстников, вполне нормально, что в итоге девочка не выдержала и просто заплакала. 

— С какими еще темами преподаватель должен быть острожным?

— Национальности и религии. Ни в коем случае нельзя обращать внимание на особенности ребенка, если у него кушать физические недостатки, допустим, плохое зрение. Даже в шутку не делайте так!

— Вроде бы то, о чем вы говорите, это очевидные предметы, но почему учителя все же позволяют себе иногда такие вольности? Это профессиональная деформация? 

— Да, она часто случается у тех, кто постоянно контактирует с людьми, в сфере помогающих профессий: врачи, педагоги и т.д. Со временем такие работники могут становиться немало черствыми и теряют способность к сопереживанию. У педагогов профессиональная деформация происходит от хронической усталости, отсутствия ровного психоэмоционального расположения. В ситуации, которая произошла на Сахалине, учитель явно избавился от каких-то своих внутренних проблем и переживаний за счет ребенка. И это, разумеется, не имеет отношения к профессионализму.

— Раньше родители в конфликтах между учеником и учителем часто становились на сторонку педагога. Сейчас тенденция меняется и они все чаще защищают своих детей в любых обстоятельствах, а какая из этих двух позиций неизменная?

— Лично я считаю, что родители всегда должны быть на стороне ребенка. Он живет с вами, вы несете за него ответственность и должны отстаивать. Но защищать в каком смысле? Даже если человек оступился, не надо бросать его на растерзание обществу, нужно разобраться в ситуации, объективно оценить ее, показать, как верно действовать, чтобы ничего подобного больше не повторилось.

— Не секрет, что дети иногда сами доводят педагогов. В этой ситуации допустимо пойти против правил и, так, использовать ту же самую публичную «порку»?

— Если ребенка нужно наказать, пусть этим занимаются родители, а не преподаватель. Мама и папа всегда могут лишить любимое чадо похода в кино или компьютера, разумеется, предварительно обсудив ту ситуацию, какая заставила их поступать таким образом. У педагога на самом деле не так много вариантов действий в этом случае: выслать ученика из класса, вызвать родителей в школу, обсудить проблему с директором. Пожалуй, на этом все, ведь даже открыто провокационное поведение подростка не оправдает тот факт, что учитель использовал против него физическое или эмоциональное насилие, любые иные жесткие меры. Задача педагога — найти подход к школьнику без ругани, и тем более без рукоприкладства, но почему-то отдельный учителя забывают об этом.

По материалам: www.aif.ru

Смотрите также

Полюбить себя: как сделать миссию выполнимой

Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему не работают аутотренинги и советы смотреться в зеркало и что действительно необходимо, чтобы …