Главная / Психология / «Чтобы дети учились, им должно быть не страшно, а наша система построена на фиксации ошибок»

«Чтобы дети учились, им должно быть не страшно, а наша система построена на фиксации ошибок»

chityas.pngЛюбой дитя — «машина» для поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы обучаться. Его мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи. Любой ребёнок, которого вы покинете в покое, если он будет в этот момент здоров, не голоден и не напуган, будет заниматься саморазвитием. Это необязательно будут уроки: для ребёнка это довольно скучное занятие, он не соображает его ценности. Вставь буквы, напиши 25 раз одно и то же, прочитай скучный учебник и перескажи его малопонятно кому и зачем. Если мы отвлечёмся от идеи учить детей только с поддержкой уроков, мы увидим, что любой ребёнок постоянно развивается.

Развитие происходит только в состоянии покоя. Когда организм ощущает стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только когда мы не страшимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется любопытство.

Для того чтобы детям было увлекательно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации промахов.

Родители и учителя этого, к сожалению, не осознают. В школе ребёнка ловят на том, что он перепутал, не поспел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома ещё мама с папой ругают за те же промахи. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия. Мы получаем дитя, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Необходимо показать, что вы любите его за то, что он ваш ребёнок, а не за то, что он что-то сделал.

Весьма важна и окружающая среда. Детям должно быть, во что играть, на что смотреть, чему изумляться и где получать впечатления. Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям. Довольно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети могли пользоваться этой средой в независимом режиме. Сейчас вся жизнь ребёнка связана цепью специальных занятий, которые идут по определённому плану.

Если в группе ребяческого сада сидит 20 детей и все они по одному образцу рисуют петушка — это не развитие. Это утерянное время. Гораздо полезнее для ребёнка просидеть, например, этот же час на корточках, наблюдая за червяками в луже.
 
В традиционной системе обучения мы подаём детям ответы на незаданные вопросы. Дети, садитесь, открываем параграф № 14, тема такая-то. Им эта тема не необходима, они ничего об этом не спрашивали. И всё, что у них рождает такой подход, — бездонное и стойкое отвращение к предмету. Совершенно по-другому проходит естественное познание. Ребёнок видит, что он что-то сделал и вот этот шарик не упадает. «А почему?» — думает он. Если в этот момент разъяснить причину простыми словами — будет гораздо полезнее, чем заставить ребёнка выучить законы физики.

Весьма важен пример родителей. Часто они не понимают, что делать, если ребёнок не читает книжки. Я спрашиваю: «Вы-то сами, когда заключительный раз читали книжку?». Если родители только и делают, что смотрят телевизор, то какие могут быть притязания к детям? Дети копируют поведение взрослых. Если родители чему-то учатся, если им что-то всегда интересно, если за ужином разговаривают о том, что происходит в мире и в науке, то дитя заражается этим. Если мы сами хотим быть в вечном анабиозе, то сложно ожидать, что ребята от нас что-то получат. Это не значит, что дети вырастут совершенно не любопытными, у них задел любопытства мощный, но нашей заслуги в этом не будет никакой.

Мой любимый пример — тест на познавательную активность. Это не про мочь интеллекта и не про умность, а про интерес. Для одного эксперимента приглашали маму с дитятей в комнату, где было очень много разных развивающих игр, все стены были заставлены. И когда мама с дитятей приходила, экспериментатор говорил: «Извините, мне срочно надо отойти, я вернусь через десять минут. Ощущайте себя как дома». Он уходил и смотрел за тем, что происходит в комнате. В крышке концов, все испытуемые разделились на четыре группы.

  1. Мама грозно шикала на ребёнка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал», и они сам-друг неподвижно ждали возвращения специалиста.
  2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, а дитя, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать и крутить.
  3. Мама говорила ребёнку: «Смотри, какие неплохие игры!». И начинала показывать и объяснять, как в них играть.
  4. Мама с азартом хватала то одну игру, то иную и пыталась вникнуть, что это и зачем.

После этого специальными методиками мерили познавательную активность у детей. Самая рослая оказалась в четвертой группе, а самая низкая — в третьей. Там родитель хватал на себя инициативу и начинал руководить процессом, вносил много управления и тревоги. Познавательная активность для дитя была отравлена, потому что мама постоянно переживала, достаточно ли креативно он подходит к игре. А там, где мама демонстрировала пример, ребёнок присоединялся и начинал с азартом играть.

Чем помочь ребёнку:

  1. Сочувственно относиться к стрессу. Ребята учат больше предметов в школе, чем кто-либо из учителей. Учительница литературы не напишет контрольную по химии и сочинение, а старшеклассник напишет.
  2. Не уделять немало внимания оценкам. В нашей системе оценки ничего не значат. Четвёрка может означать, что дитя знает всё или же не знает ничего.
  3. Обращать внимание на достижения. У нас родителей вызывают в школу, чтобы поругать детей. А вы спросите, что неплохого сделал мой ребёнок? Поговорите про то, что у него получается.
  4. Слушать. Родители часто хотят поговорить с детьми, но не желают послушать. Взрослым отчего-то неинтересно, как ребёнок понял фильм или книгу: они объясняют, как надо было постичь.

Источник

Смотрите также

Если ты была единственным ребенком: 11 преимуществ

Сестры и братья — это примечательно. Но если ты — единственная дочь своих родителей, в этом есть свои симпатичные стороны. …