Главная / Психология / Борюсь за равноправие в юбке: почему женственность не помеха феминизму

Борюсь за равноправие в юбке: почему женственность не помеха феминизму

Многие дамы пугаются слова «феминизм», хотя его ценности — равная оплата за равновеликий труд для обоих полов, отсутствие насилия, доступ к управляющим должностям, право на распоряжение своим телом — им вполне ближни. Они говорят «я не феминистка, но…», потому что боятся быть записанными в «ужасные, небритые и неудовлетворенные». Дарья Шипачева рассуждает, почему эпиляция и романтические отношения с мужами не мешают бороться за свои права — причем наиболее радикальным способом.

Борюсь за равноправие в юбке: почему женственность не помеха феминизму

Я радикальная феминистка. И это не значит, что я хожу с серпом, желая скопить всех мужчин во имя борьбы с патриархатом (хотя с некоторыми руки так и чешутся!). Радикальный феминизм сообщает о том, что гендерным неравенством пропитана вся система общественных отношений, от семьи до государственного устройства, — и биться с ним нужно радикально, в корне перестроив эту систему.

Но также я женщина, выросшая при патриархате. А значит, я освоила, что мне положено носить платья и юбки, брить ноги и подмышки, краситься, делать маникюр… Быть «женственной».

Радикальный феминизм дал мне постигнуть, что все это не обязательно. Что само понятие «женственности» — искусственное, навязанное патриархальным обществом. Что я довольно женственна лишь потому, что родилась с ХХ-хромосомами и вагиной, и больше ничего для утверждения себя как дамы мне делать не нужно.

Погодите! Но что, если я люблю красить ногти и делать ослепительный мейк? Если с заросшими ногами я чувствую себя посмешищем и попадаю в социальную изоляцию? Если мне, в крышке концов, удобнее всего ходить в платьях?

Наиболее радикальные активистки считают, что все атрибуты «женственности» противоречат феминизму. И к таким атрибутам, уместно, относятся и романтические отношения с мужчиной, семейная жизнь и рождение детей. Ведь и бьюти-практики, и традиционный супружество — продукты патриархата, а значит, поддерживая их, вы только отдаляете общество от равноправности.

«Настоящая феминистка» должна свергнуть устои патриархата, полностью сепарироваться от мужчин и глядеть так, как задумала природа, — что не так с этим утверждением?

Это невозможно

Мы все выросли и живем при патриархате — это факт, с каким ничего не поделать. Каждая из нас в той или иной мере подверглась женской гендерной социализации (ЖГС) — то кушать усвоила набор убеждений о том, что делает ее «настоящей» и «правильной» дамой. Бритье подмышек и счастливый брак входят в этот комплект.

И даже самим фактом своего существования мы поддерживаем патриархат. И если вы не желаете уехать на необитаемый остров или полететь на Марс (но без Илона Маска, ведь он муж, значит, носитель ценностей патриархата!) до тех пор, пока не настанет равноправие, вам придется играть по правилам.

Самые храбрые активистки готовы разом отказаться от многих атрибутов «женственности» во имя своей войны — и честь им и хвала, они сильно продвигают феминизм вперед. Но даже они не безупречны и не могут ратифицировать, что полностью независимы от патриархата.

Что уж говорить об обычных женщинах! Для каждой из нас будет достижением пресечь сексисткую шутку со сторонки коллеги-мужчины, не готовить мужу ужин, потому что не хочется, выйти погулять без косметики, не запрятывать небритые ноги под длинные платья и брюки. Ведь путь в тысячу ли начинается с первого шага.

Мы все желаем социального одобрения

И это нормально. Человек — существо биосоциальное. Нам важно быть принятыми «сородичами», ощущать себя частью определенной социальной группы.

Для принадлежности к социальной группе «женщины» в большинстве случаев доводится пройти «фейс-контроль». Платья и юбки, маникюр и макияж — ваш пробел в мир социального одобрения «своими».

И такое соответствие «женственным» нормам случается важно не только для неформального общения. У некоторых на работе, например, может быть вполне официальный дресс-код: костюм с юбкой, каблуки от 5 до 10 см, укладка, повседневный макияж. Трансгендеры и небинарные люд в таких случаях специально просят разрешения перейти на мужской дресс-код — а что мастерить обычным женщинам? Либо увольняться (а это доступно далеко не всем), либо соответствовать.

Можно, разумеется, отказаться от всех атрибутов «настоящей женщины» и примкнуть к радикальным феминисткам — они зачислят вас с распростертыми объятиями. Но, как я уже говорила, мало кто способен одним махом отказаться от всего того, что вбивали нам в башки в детстве.

И вот ты стоишь такая, с небритыми ногами и в брюках, но с парнем и макияжем — и не ведаешь, куда податься. Для большей части общества ты вызывающе «неженственная», для радфем — недостаточно радикальная. Доводится оставаться где-то посередине, чувствуя себя изгоем и там, и там.

Но рано или поздно захочется вернуться в пояс социального одобрения — и как вы думаете, что выберет обычная женщина? Конечно, то, что ей немало привычно и знакомо, то есть платья и бьюти-практики. И осуждать ее за это незаслужено.

Так часто происходит с теми, кто пытается вступить на путь равноправия. Не лучше ли будет «разрешить» им быть неидеальными феминистками с маникюром, чем отвращать их от феминизма совершенно?

Мы хотим любви

И не только сестринской и платонической, но и вполне себе плотской.

Распространенное суждение о том, что большинство женщин бисексуальны, — это заблуждение. На самом деле, 80−90% из нас имеет гетеросексуальную ориентацию, потому при всем желании мы не можем просто «переключиться» на однополые взаимоотношения.

Женщин влечет к мужчинам, женщины хотят быть с мужчинами — для немало это закон природы, которому трудно противостоять. И не все готовы ради борьбы за равноправие поступиться своим личным счастьем. Так стоит ли этого требовать?

Мы делаем это для себя

Каким бы изумительным это ни казалось, но те же самые бьюти-практики можно делать и ради себя любимой!

Нет, разумеется, не стоит ударяться в крайности. «Я вставлю себе силиконовые сиськи, но я против объективации дам» — согласитесь, звучит так себе. Но маникюр, окрашивание волос, мейк и платье — все это может быть способом самовыражения.

Однако говорить про свободный выбор тут следует с осмотрительностью. Китайские девочки, которым «для красоты» забинтовывали ноги, тоже, наверное, считали, что делают это для себя — по-иному какие из них вырастут женщины?

Поэтому каждый раз, собираясь в салон красоты, подумайте, зачем вы это мастерите. Если яркий и креативный маникюр доставляет вам искреннюю радость каждый раз, когда вы на него глядите — идите и делайте. А если вы приводите руки/ноги/голову «в распорядок» лишь потому, что так положено и «как на меня люди будут смотреть», тогда кушать смысл задуматься: ради кого вы это делаете и так ли оно вам надо?

Мужчины тоже делают это!

Я была бы весьма рада, если бы мужчины повсеместно применяли некоторые из бьюти-практик: брили лобок и подмышки, мастерили маникюр и педикюр, укладывали волосы. Также я не против, чтобы они носили платья и юбки, пользовались косметикой. Вяще красоты этому миру!

Ведь все эти атрибуты «женственности» остаются инструментами угнетения лишь потому, что все «женственное» ассоциируется с «второсортным». И когда нам удастся победить эти предубеждения, когда это перестанет быть чем-то постыдным, мужа смогут наравне с нами пользоваться всеми «женскими штучками».

А пока атрибуты — это попросту атрибуты. Хочешь пользуйся, хочешь нет — это не сделает тебя ни меньшей женщиной, ни меньшей феминисткой.

Напоследок я разрешила опросить своих френдесс, радикальных и не очень феминисток, о том, почему им «женственность» не помешивает бороться за равноправие:

«Я делаю так, как мне удобно. И если мне удобно иметь длинные ухоженные волосы (а мне спокойно — в коротком варианте мои волосы жидкие и тонкие, сразу за сутки-двое нечистые, словно их нет, и липнут к голове) — я так и буду ходить. Феминизм не диктует мне, в отличие от патриархата, как собственно эти волосы показывать или прятать»;

«Сделала гелевые ногти — и все, не видаешь, что патриархат существует тысячи лет и влияет на религию, экономику и спорт? Это так не работает»;

«Мои бьюти-практики, так, экономят мне время при поиске партнера (бритые ноги), позволяют мне немножко защититься от внешнего вселенной (макияж, я с ним реально чувствую себя менее уязвимой) и дают телесный комфорт (мои „православные“ платья почти в пол, с размашистыми юбками позволяют мне развалиться в кресле так, как хочется)»;

«Не так много в жизни (особенно дамской) ресурсных занятий, чтобы от них вот так запросто отказываться. Если шопинг, маникюр, обмазывание себя всяким для меня такое дело — я буду этим заниматься. Потому что ресурс мне нужен, в том числе — для войны с патриархатом»;

«Я не поддерживаю бьюти-практики, а переосмысливаю и пересоздаю. Желаю — эпилирую ноги, хочу — крашу волосы на них в зеленый краска, захочу — татуировку набью в виде волос»;

«Самовыражаться — доля свободы личности, а мы тут все за то, что женщина — это личность. Так в чем проблема?»;

«Помимо войны за равноправие нужно еще и себя с детьми кормить. И твои клиенты тебя в шортах с небритыми ногами попросту не поймут»;

«В патриархальном обществе, чтобы быть услышанной, женщине приходится переодеваться в „дамскую“ форму. Иначе неизбежно будет „она неухоженная уродка, обиженная на весь мир, зачем вообще ее внимать“»;

«Радикальный феминизм потому радикальный, что рассматривает патриархат как систему, существующую везде. В этой системе надо выжить и пробовать ее расшатать. Это можно делать в юбке, если так удобнее».

Источник

Смотрите также

Прошла на ура. Какие настольные игры выбрать на праздники?

АиФ.ru собрал подборку интересных настольных игр для праздников. Посиделки с друзьями проходят веселее, если они …